12:00 Мэрии гарантировали выход «сухими из воды» по реновации при любых социальных экспериментах? | |
Подозрения множатся Благодаря очень удачному стечению обстоятельств в руках москвичей оказался ключевой документ о так называемой реновации в городе Москве – в виде девяти страниц выписки из Протокола заседания в мэрии 30 марта 2017 года и Приложения к этому протоколу. В этом документе обозначены этапы, сроки, а также ответственные лица за каждое мероприятие по реновации жилищного фонда в городе Москве. Исходя из текста документа становится ясно – мэрия не собиралась отступать ни на миллиметр от заранее подготовленной программы. Составленный 3 месяца назад план написан как будто бы вчера. Согласие, несогласие москвичей не предполагалось принимать во внимание ни при каком случае. Рассматривая Приложение к Протоколу заседания – так называемый «План мероприятий и перечень работ по программе «Реновация» в 2017 году», нужно в первую очередь отметить пункт №6, где говорится об оптимизации административных процедур по реновации жилой застройки, при которой «1-ая очередь» не требует принятия никаких изменений в федеральный закон «О статусе столицы». В следующем пункте №7 мы узнаем о существовании «2-ой очереди» реновационных действий, для которых требуется изменить указанный федеральный закон. Это две разных реновации или две части одной реновации? Следует вспомнить, что немалое количество лет администрация столицы занимается жонглированием юридическими терминами. Реновация жилой застройки в Москве с 2011 года существует как часть одной из московских правительственных программ – программы «Жилище», утвержденной 27.09.2011 Постановлением Правительства Москвы 454 -ПП. В рамках этой давно действующей реновации (как подпрограммы) предполагались и расселение, и капитальный ремонт, и реконструкция, и даже снос жилых зданий, которые пришли в аварийное состояние. В пункте № 6 «Плана мероприятий и перечня работ по программе «Реновация» в 2017 году» (Приложения к протоколу заседания от 30.03.2017) крайне обтекаемо сказано, что можно начать производить действия по первой очереди программы реновации, не внося никаких изменений ни в какие федеральные законы. В то время, как в Москве с 2011 года уже действует программа реновации, принято решение добавить еще одну программу реновации, которая будет базироваться на законах федерального уровня, но нацелена на применение в городе Москве, что и указано в пункте № 7 «Плана мероприятий и перечня работ по программе «Реновация» в 2017 году». Классическим приемом в создании правовой неопределенности является использование разных юридических действий, основанных на сходных или идентичных терминах, из-за чего граждане не могут толком ни доказать свою правоту в суде, не могут объяснить какими именно действиями в данном случае были нарушены их права. Всё это в известной степени позволяет нам соотнести давно и неоднократно звучавшие заявления высокопоставленных чиновников администрации Москвы о том, что горожане поздновато опомнились, и что в столице много лет подряд проводится реновация, имея в виду действия по реконструкции зданий и переселению москвичей на основании московской программы 2011 года. Президент, подписав 1 июля 2017 года ФЗ № 141 «О внесении изменений в Закон О статусе столицы….», открыл таким образом на федеральном уровне возможность соответствующего юридического «творчества» для московской администрации, которая сможет использовать «зазор» между существующей программой реновации, и той, которую собираются (с тем же названием и в том же городе) применять в ближайшем будущем. Правовая неопределенность после появления второй программы с тем же названием, неопределенность, связанная с применением в одном городе двух программ реновации, основанных на разных нормативных актах, позволит во многих случаях уйти виновным лицам от ответственности, в том числе в случае причинения москвичам различного рода имущественного вреда. Пункт № 9 «Плана мероприятий и перечня работ по программе «Реновация» в 2017 году»: Формирование и утверждение предварительного адресного перечня с учетом мнения префектур административных округов и жителей (бесконфликтные адреса). Потрясают своим цинизмом два слова, указанные в скобках в конце названия 9-го пункта – «бесконфликтные адреса». То есть, очевидно, что сносу подлежат объекты недвижимости, в отношении которых собственники не успели организовать заметной для властей защиты, не подняли какого-то громкого крика, а наиболее конфликтные не учинили мордобоя. Дата выявления бесконфликтных адресов указаны март-апрель 2017, то есть до появления мэрского постановления № 245-ПП о пресловутом «выявлении мнения населения». Мы понимаем, что префектуры, а также возможно управы и какие-то другие органы власти должны были какими-то своими способами сообщить о покладистых гражданах и принадлежащих им объектах собственности, которые граждане, пребывая в максимальном душевном спокойствии, готовы бесконфликтно отдать в любые «добрые руки». Пункт № 17 – один из гвоздей программы, на который следует обратить внимание подавляющему большинству москвичей, которым не все равно, где жить, иметь или не иметь собственность, и которым не будет все равно, плюют ли на них один, два или три раза в день (готовы ли они в этом случае оскорбиться?) . Отмена утвержденных ППТ и проектов межевания (по мере определения кварталов реновации и начала разработки новых ППТ) – июль-ноябрь 2017. Многие москвичи, спохватились и пытаются сейчас понять, какие в их распоряжении остались административные, юридические, регистрационные возможности защиты своего имущества. В ряде случаев, используя не всегда надежные советы, они собираются зарегистрировать хоть что-то, надеясь использовать «доброе согласие» нынешнего же правительства Москвы в лице Департамента городского имущества и разного рода соответствующих подразделений, связанных с мэрией. В п.№ 17 указано, что по мере определения кварталов реновации будут отменяться те самые проекты межевания, на которые потрачены не просто бюджетные деньги, а миллионы на каждый квартал, миллиарды в целом на город! Оказывается, эти самые деньги и сомнительные труды, а также бессмысленные, заканчивавшиеся шумом и полицией, тратой здоровья москвичей собрания участников публичных слушаний – все это будет отменено! Это было лишь недолговременным направлением деятельности городских властей и оказывается не несет никаких юридических последствий. В том числе, будут отменяться проекты планировки территории. А ведь в эти проекты входят самые основные технические параметры, защищающие гражданские (имущественные и неимущественные) права москвичей. Это – наличие детских садов в определенной близости от мест проживания москвичей, наличие школ, озеленение жилых кварталов – отнюдь не декоративное, а самое что ни на есть влияющее на здоровье и продолжительность жизни; это детские игровые площадки – это весь комплекс, необходимый для того, чтобы считать, что здоровье, продолжительность жизни, безопасная жизненная среда, защищенность, в том числе имущественная, москвичей вполне обеспечены теми проектами планировок, принятыми органами власти в предыдущие десятилетия, которые были осуществлены, превратились в бетон, камень, кирпич и в озелененные территории, которые не могут быть срублены, снесены, выкорчеваны и отправлены на свалку просто потому, что кому-то хочется осуществить программу так называемой реновации. Выйти из программы реновации, то есть «пройти через игольное ушко», гражданам якобы право предоставили, но отмена действующего проекта планировки и проекта межевания может произойти вне зависимости от того, вышли граждане из этой программы или нет. В итоге, спасенный ими дом может оказаться на территории «выжженной земли»*, по сути некой пустыни, в которую могут превратить территорию, на которой спасутся несколько домов из сотен или тысяч, предназначенных к уничтожению. Пункт № 32.2 – крайне «размытый», неопределенный, двойственный пункт, который, как во многих случаях с документами московской администрации, имеет двойной, тройной и какой еще угодно смысл, дно или понимание. В этом пункте написано: «Подготовка предложений по возможности применения многоквартирных домов индустриального производства для целей переселения». Можно предположить, что в данном пункте имеется в виду восстановление более масштабного строительства домов индустриального производства для переселения граждан по программе реновации. И одновременно с этим стоит вспомнить заявление официального лица, занимающего не последнюю должность в правительстве Российской Федерации М.Меня, который объявил, что для переселения москвичей в качестве технической меры потребуется создание временного маневренного фонда. http://www.rbc.ru/newspaper/2017/03/13/58c2d4ac9a79470adc616658 https://www.bfm.ru/news/347809 Этот термин – маневренный фонд — коррелирует с соответствующим термином в Жилищном Кодексе РФ ст. 95). Ранее это означало бы для москвичей «переселенческий фонд» – временное жилье, куда граждане переезжают первый раз в ожидании строительства, без особой оглядки на нормативы при переселении, а потом переселяются еще раз. То есть их переезд будет происходить дважды, что видимо очень «удобно» для москвичей, которые решительно захотели переселиться. Рекламное изложение программы реновации — как официально для руководства страны, так и для всех слушателей и зрителей центральных телевизионных каналов, а также читателей газет, – предполагало некий конечный результат: старые дома, которые по каким-то причинам хотят уничтожить – уничтожаются, и граждане вселяются в новое жилье. Здесь же мы читаем о том, что предлагается рассмотреть некие дополнительные возможности переселения граждан в дома индустриального производства для целей переселения. То есть возникли некие дополнительные то ли трудности, то ли дополнительные предложения, которые дают основания полагать, что речь не идет о том, что граждане просто переселяются из старого жилья в новое жилье. Сама программа реновации предполагает переселение из старых домов в новые. Стало быть, возможность такая заведомо существует, поскольку это объявлено сутью программы реновации. В п.32.2 указывается об изыскании возможности рассмотрения переселения в какие-то дополнительные другие дома. В данном случае, индустриальных серий. Означает ли это, что предполагались другие дома, а будут использованы дома индустриальных серий (производства)? Или можно предположить, что это индустриальные дома предполагаются для временного переселения, чтобы потом переселить людей в те дома, которые предполагала программа реновации с самого начала? А если учесть, что жилые дома, подлежащие сносу по программе реновации, все в основном являются домами индустриального производства – то можно только предположить, опять же из-за невнятности данного пункта, что эти же дома и могут быть использованы для временного проживания в качестве маневренного фонда, поскольку переселению предложено подвергнуть едва ли не полтора миллиона москвичей, что невозможно осуществить в планируемые сроки. Достаточно нерекламное и неосторожное упоминание министром строительства РФ Менем возможности москвичам переезжать дважды, то есть попасть в переселенческий (согласно нынешнему законодательству — маневренный) фонд, может быть связано с планируемым временным заселением граждан в дома индустриального производства (включенных в программу реновации), как некое дополнительное условие (этап) при осуществлении программы реновации, что возможно и имеется в виду в п. № 32.2. Если предложения, содержащиеся в пункте 32.2, будут также сформулированы в программе реновации, то полтора или более миллионов москвичей окажутся в незавидном положении со всеми попытками отстоять свои права в суде, прокуратуре или иными законными способами. Пункты № 35 «Работы с инвесторами по вовлечению их строительных площадок в программу Реновации»; № 36 «Проработка вопросов использования жилых площадей, строящихся в составе ТПУ в программе Реновации»; № 37 «Подготовка сводного перечня, включающего «стартовые» площадки, дополнительные ресурсы (дополнительные резервы ДГИ), объекты, строящиеся и планируемые к строительству за счет средств инвесторов, промзоны, ТПУ» — апрель-июнь 2017. Очень любопытные пункты, оставляющие большой простор для толкования. Всё напоминает о том, что Собянин и Хуснуллин (как указывалось в некоторых статьях, в том числе в газете Коммерсант, разыскивают застройщиков, готовых предложить для программы реновации недвижимость по себестоимости или на 15% дешевле**. Также есть еще один документ (от заместителя руководителя ДГИ от 29.06.2017) , указывающий на то, что предполагается использовать уже построенные здания и зарезервировать квартиры в них для расселения по программе реновации. Что это могут быть за здания? Например, здания, квартиры в которых по тем или иным причинам не были проданы или которые формально (если дома не введены в эксплуатацию) представляют собой объекты незавершенного строительства, стоящие на строительных площадках, находящихся в распоряжении инвесторов. Такие объекты, не превратившиеся еще в жилые здания, согласно пункту № 35, могут быть, объектами, так сказать, вовлеченными в программу реновации. Указанная (в пунктах №36,37) как «жилая площадь», которую предполагается использовать для программы реновации, в зданиях, строящихся в составе транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), а также на территории бывших промзон (см. пункт №37), во многих случаях, согласно утвержденным проектам планировки начиналась строиться в качестве апартаментов, и по этой причине не предназначена для постоянного проживания и не могла быть зарегистрирована как жилая. Вследствие принятых изменений в федеральное законодательство, когда в условиях «стесненной городской застройки» снижаются требования санитарно-эпидемиологические, противопожарной безопасности и строительные нормы – возникают законные опасения, не станут ли эти апартаменты жилыми помещениями для переселения москвичей. А как же проекты планировки, которые учитывали эти здания НЕ как жилые? В тех случаях, когда сносимая (уничтожаемая в процессе реновации) жилая застройка окажется рядом с территорией транспортного-пересадочного узла (ТПУ), где, согласно проекту планировки, построены апартаменты, объединение территорий жилой застройки и ТПУ приведет к отмене утвержденных проектов планировки (ППТ) (см. пункт № 17) и принятию новых проектов, в которых апартаменты могут превратиться в жилые здания. Кроме того, стоит вспомнить о существовании других строительных объектов – зданий, при строительстве которых были допущены различные нарушения, вследствие чего квартиры в них не нашли своих покупателей. Пункт № 49 «Корректировка региональной программы капитального ремонта с учетом программы реновации» – июль-август 2017. Как легко догадаться и как это уже было сообщено неоднократно в официальных документах, граждане, которые вносили деньги в соответствии с региональной программой капитального ремонта в фонды капитального ремонта, теряют свои накопления для ремонта жилых зданий, предназначенных для уничтожения (в связи с реновацией) и эти деньги используются на цели программы реновации (точнее, эти деньги из фонда капитального ремонта переходят в фонд реновации и идут на снос домов). Программа реновации представляет собой колоссальное по своему масштабу начинание, которое может быть не выполнено вследствие того, что подобных работ в современной России по трудозатратам и стоимости не производилось, а любые изменения на финансовом горизонте страны, связанные, в том числе, с падением цен на энергоносители, могут программу реновации полностью обрушить. Указанная в пункте № 49 «корректировка региональной программы капитального ремонта», то есть отказ от проведения капитальных ремонтов в зданиях, попавших в программу реновации, будет приводить их в негодность, а стоимость требуемых затрат на капитальный ремонт будет расти. Подобные действия просто превратят жилища многих граждан и их недвижимость в руины. Поскольку снести одновременно 4,5 тысячи домов (предполагалось по программе реновации) можно только, превратив столицу по сути в кварталы японских городов Хиросимы и Нагасаки, (во всех остальных случаях – гражданам придется ждать не один год), и пришедшие, вследствие отказа от ремонтно-восстановительных работ, в состояние аварийности здания могут сноситься не по программе реновации, а по программе сноса аварийных зданий, что позволит переселять граждан не в пределах района, а значительно дальше от места проживания. Ремонту подлежат только те здания, которые возможно отремонтировать, то есть не аварийные. В региональной программе капитального ремонта в г.Москве указано, что капитальный ремонт жилого дома проводится, а собственники перечисляют на эти цели в фонды капитального ремонта денежные средства, в случае, если здание не подлежит сносу в течении 10 лет. По этой причине любые заявления властей о том, что какие-то жилые здания в Москве необходимо снести, в то время как они включены в программу капитального ремонта, означают две взаимоисключающие вещи. Либо имело место массовое мошенничество и подлог документов при подготовке нормативных актов, регулирующих реализацию региональной программе капитального ремонта в г.Москве, и при реализации этой программы, за что видимо никто не будет наказан. Либо такие же действия те же самые лица, возглавляющие администрацию города, осуществляют сейчас, рекламируя и продвигая, лоббируя программу реновации. Пункт № 58 «Переселение жителей в стартовые дома и на имеющуюся зарезервированную площадь» – август-сентябрь 2017. Стартовые дома, если исходить из того, что говорили «отцы столицы» (административное руководство города) – дома, построенные первыми на территории сносимых кварталов. А вот так называемую «зарезервированную площадь» опять предлагается рассматривать абсолютно в поле правовой неопределенности, поскольку, как мы видим, это не стартовые дома, а зарезервированные, возможно за пределами квартала или района, в которых граждане предполагают остаться.(например, см. документ от заместителя руководителя ДГИ от 29.06.2017, приведенный выше) Либо это опять описанный Менем «маневренный жилой фонд», либо это зарезервированная площадь в зданиях, которые уже построены, которые предполагались для коммерческой продажи и город Москва резервирует эти площади, для того, чтобы они не были проданы на каких-то иных условиях, а перешли в собственность города для расселения граждан по программе реновации.
Заканчивая краткий обзор, нельзя не заметить: все постановления, законы и пр., принятые в течении этих 3-х месяцев со дня заседания мэрии, были нацелены на один единственный результат – социальный эксперимент должен быть начат чего бы это ни стоило. ——————— * – проекты планировки, которые легко «попадут под нож», разрабатывались и утверждались на так называемые единицы планировочной структуры города – квартал, микрорайон, поэтому если проект планировки отменяется, он отменяется на всей территории квартала, микрорайона. ** – https://www.kommersant.ru/doc/3289480 – 05.05.2017, Коммерсантъ, «Смете вопреки. Чиновники Москвы рассчитывают сэкономить на реновации за счет застройщиков» Источник: Московская народная газета | |
|
Всего комментариев: 0 | |